Грушенко, Э. Б. Современное состояние и направления развития морского туризма как средства освоения Западной Арктики // Север и рынок. - 2010. - № 1 (25). - С. 29-32.

в условиях переходной и рыночной экономики для обеспечения стабилизации и устойчивого развития территориально-хозяйственного комплекса региона. Этот процесс взаимосвязан с необходимостью учета новых требований к допустимым уровням воздействия на окружающую природную среду, так как устойчивое развитие хозяйственного комплекса Севера должно рассматриваться как неотъемлемая часть стратегии устойчивого развития страны. Э.Б.Грушенко СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ ЗАПАДНОЙ АРКТИКИ Морской туризм является одним из видов морехозяйственной деятельности. Основной формой морского туризма стали круизы - морские путешествия на судах. Помимо круизов морской туризм включает дайвинг, морские экскурсии-прогулки в прибрежной зоне, научно-экспедиционный туризм, наблюдение за морскими животными. Арктический Баренцевоморский регион России, несмотря на суровые климатические условия, обладает определенной туристско-рекреационной привлекательностью. Арктические морские круизы на ледоколах в высокие широты Арктики выполняются, начиная с 1990 г., на судах Мурманского морского пароходства (ММП). Арктический круиз на Северный полюс - это эксклюзивный российский турпродукт. Россия - единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. Все туры в Арктику ориентированы в основном на состоятельных туристов из стран Западной Европы, Америки и Азии. С 1993 г. по 2007 г. основным перевозчиком круизных туристов на Северный полюс становится атомоход «Ямал». В 2008 г. на арктической трассе дебютировал самый молодой и самый мощный атомоход в мире «50 лет Победы». Сервис на борту обоих ледоколов соответствует уровню пятизвездочного отеля. Круизы на Северный полюс продолжительностью 13-15 дней с 70-100 туристами на борту выполняются из Мурманска через Шпицберген либо через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю. Стоимость участия в морском круизе для туриста составляет 16-26 тыс. евро в зависимости от комфорта кают (не включая авиаперелет до Мурманска). В 2008 г. было выполнено 5 рейсов на Северный полюс («Ямал»-2 рейса, «50 лет Победы»-3 рейса). В летний сезон 2009 г., в связи с сокращением заявок на морские круизы в условиях финансового кризиса, количество арктических круизов на Северный полюс сократилось до двух, выполненных одним ледоколом «50 лет Победы». Причем среди иностранных туристов впервые были и несколько граждан России. В конце 2008 г. атомный ледокольный флот передан в государственную структуру Росатома - ФГУП «Атомфлот». Туристический бизнес повышает эффективность загрузки ледоколов в летний период, он менее затратен по сравнению с грузовой проводкой судов. Для полярных круизов часто используются также два судна ММП: дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» на 130 мест (выполняет рейсы в основном на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа) и пассажирский комфортабельный теплоход ледового класса «Полярис» (70 мест), который работает по договорам тайм-чартера и обычно задействован в круизах в Антарктику и по маршруту Шпицберген - Земля Франца-Иосифа. «Капитан Драницын» - единственный в мире ледокол, сертифицированный по международным стандартам как пассажирское судно, в летний сезон 2009 г. задействован в перевозке туристов в Антарктиду через Атлантику. Основные проблемы, связанные с высокоширотным туризмом, следующие: недостаток инфраструктуры (туроператоры не заинтересованы в крупном инвестировании), пренебрежение природными процессами и ухудшение природных ресурсов вследствие посещения высокоширотных районов большим количеством туристов, недостаточные экологические знания организаторов экскурсий, развитие туризма плохо спланировано. Для того, чтобы сделать арктический туризм более «устойчивым», необходимо развитие следующих видов деятельности: повышение экологического образования во время путешествий и круизов, создание соответствующей инфраструктуры, усиление роли международных природоохранных организаций типа VICAAR в направлении обеспечения максимальной безопасности всем участникам при минимальном воздействии на окружающую среду. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz